Оценка недвижимости, рыночная стоимость, оценка оборудования, оценка предприятия
оценка недвижимости
Главная Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
О компании Виды услуг Разное Контакты оценка бизнеса
оценка недвижимости
Экспертиза: оценка недвижимости и оценка оборудования
оценка недвижимости для расчета ущерба
оценка недвижимости при продаже
Экспертиза и инвентаризация: бизнес, предприятие, недвижимость, рыночная стоимость
  Рыночная стоимость

Рыночная стоимость

Оценка рыночной стоимости [подробнее]

  Оценка оборудования

Оценка оборудования

Оценка оборудования [подробнее]


Главная / Виды услуг / Оценка предприятия / 1. Методы оценки предприятий, использующие данные бухгалтерской отчетности

1. Методы оценки предприятий, использующие данные бухгалтерской отчетности

Десятилетиями эффективность бизнеса оценивалась на основе данных, предоставляемых системой бухгалтерского учёта. Инструменты оценки предприятий, такие, как соотношение рыночной стоимости и дохода на акцию (мультипликатор «цена / доход» (PE)), рентабельность инвестиций (ROI), рентабельность собственного капитала, прибыль на одну акцию (EPS), экономическая добавленная стоимость (EVA) и соотношение рыночной и балансовой стоимости (MB) вычисляются, чтобы судить об эффективности отдельных предприятий или бизнеса в целом. Краткое описание некоторых из этих инструментов (методов) дано ниже.

Соотношение рыночной и балансовой цены (Market — to — Book Ratio (MB)) – один из показателей оценки эффективности предприятия, который соотносит балансовую стоимость ресурсов с рыночной стоимостью. Он применяется, главным образом, при формировании инвестиционного портфеля, чтобы максимизировать прибыльность предприятия, и вычисляется по следующей формуле:

оценка предприятия

где D – балансовая стоимость долговых обязательств (заёмного капитала);
E — балансовая стоимость собственного капитала;
MV – рыночная стоимость собственного капитала;
η - рыночная стоимость долговых обязательств (заёмного капитала).

Данная модель считается одним из индикаторов эффективности бизнеса. Она призвана оценить деятельность предприятия, особенно при использовании «запаздывающих» переменных величин. Однако между экономистами нет единого мнения по поводу важности этого показателя, существуют противоположные мнения относительно его роли в оценке эффективности деятельности предприятия (оценке бизнеса в целом). Более того, по мнению некоторых экономистов, данное соотношение никак не связано с рыночными прибылями предприятия. Так как при расчете этого показателя используются данные бухгалтерской отчётности, на его значение будут влиять изменения методов ведения бухгалтерского учёта.

Рыночная добавленная стоимость (Market Value Added (MVA)) – показатель оценки эффективности предприятия, который также содержит данные и о балансовой, и о рыночной стоимости предприятия. Это другая версия предыдущего показателя. Определяется по формуле:

MVA = (MV + η) - I

где  I – задействованный (работающий) капитал.

Таким образом, рыночная стоимость предприятия – это сумма рыночной добавленной стоимости и задействованного (работающего) капитала за определённый период. Так как MVA имеет отношение к оценке акционерного капитала, она используется как мера создания акционерной стоимости. Разновидность рыночной добавленной стоимости – это соотношение рыночной стоимости и стоимости капитала, которое определяется путем деления рыночной стоимости долговых обязательств (заёмного капитала) и собственного капитала на стоимость инвестированного капитала. Экономисты полагают, что показатель MVA важнее, чем показатель MB, потому что данный показатель способен охватывать будущую стоимость потоков дохода. MVA и другие вариации этого показателя сложно рассчитать, так как они сочетают в себе и учётные, и рыночные данные, интерпретация этих показателей обычно трудна. Вдобавок, MVA – слишком чувствительный показатель. Как результат, крупные предприятия склонны создавать или разрушать больше рыночной добавленной стоимости, чем малые.

Соотношение рыночной стоимости и дохода на акцию (Price — Earning Ratio (PE)) показывает ожидаемую прибыль предприятия при умножении на общее количество её акций. Это частное стоимости акции и её потенциального дохода. Определяется по следующей формуле:

оценка предприятия

PE – стоимость акции;
EPS – чистая прибыль на одну акцию.

Даёт скромную информацию о доходах предприятия и имеет ограниченные объяснительные возможности. Вдобавок, основной аргумент для использования данного показателя имеет недостаток — изменение рыночной стоимости акции не зависит от деятельности предприятия. Таким образом, стоимость акции и чистая прибыль на акцию могут быть не скоррелированы между собой. Более того, данное соотношение – комбинированный результат наблюдаемой рыночной стоимости и величины бухгалтерской чистой прибыли (которая имеет различные недостатки).

Рентабельность инвестиций (Return on Investment (ROE)) -  оценивает, как эффективно различные активы используются в процессе генерирования дохода. Применение данного показателя требует точной трактовки термина «инвестиции» («инвестированный капитал»). Существует некоторая путаница, так как одни экономисты предлагают использовать суммарную величину активов на конец отчётного периода, а другие – среднюю величину активов фирмы за период. Такая же проблема возникает и с трактовкой термина «прибыль». После соответствующего определения этих терминов, ROI исчисляется, используя следующую взаимосвязь:

оценка предприятия

где π – прибыль;
I – инвестиции (инвестированный капитал).

В дополнение к вышеназванным проблемам, вытекающим из использования информации бухгалтерского учета, сложности при использовании данного метода возникают, когда определяется прибыль от таких активов, организационное развитие (рост) и других нематериальных активов.

Доходность (рентабельность) собственного капитала (Return on Equity (ROE))   — один из показателей доходности, который используется для оценки эффективности бизнеса предприятия. Оценивает степень прибыльности предприятия относительно его собственного (акционерного) капитала. Данный метод широко используется ипотечными банками. ROE вычисляется путём деления величины чистой прибыли за год (период) на стоимость собственного капитала (средняя величина или величина на конец периода):

оценка предприятия

где π – чистая прибыль;
Е – собственный  капитал.

Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added (EVA)). Это вариант оценки остаточного дохода. Это экономическая прибыль, которую предприятие должно заработать, чтобы выжить на рынке. EVA пытается скорректировать операционную прибыль после уплаты налогов путем применения бухгалтерских поправок. Согласно подходу, основанному на остаточном доходе, EVA определяется по следующей формуле:

EVA = NOPAT — α · (NA) ,

где NOPAT – чистая операционная прибыль после уплаты налогов;
α - цена капитала;
NA – чистые активы (балансовая стоимость).

Разница между EVA и MVA в том, что последняя оперирует рыночными данными. Конвертируя экономическую балансовую стоимость чистых активов в рыночную, можно получить ещё один вариант EVA, который носит название очищенной экономической добавленной стоимости (Refined Economic Value Added (REVA)). Несмотря на широкое применение, EVA, MVA и REVA имеют свои недостатки. Например, они не принимают во внимание изменение доходности акций и других ценных бумаг предприятий и неспособны охватить создание потенциальной стоимости предприятия. Вдобавок, с помощью EVA нельзя судить о доходности. Также недостатком EVA является краткосрочный характер оценки и то, что данный метод основан на необратимых затратах (невозвратных издержках).

Заработанная (полученная) стоимость (Earned Value (EV)). Это метод оценки эффективности деятельности предприятия, используемый для установления основных затрат и целей проектов, требующих больших вложений капитала. Исследователи используют различные названия этого инструмента. В литературе встречаются следующие: управление стоимостью; интегрированное управление стоимостью; управление заработанной (полученной) стоимостью. Данная модель позволяет сравнить завершённый физический труд с потраченным временем или стоимостью отдельного проекта. Он создан для оценки бизнеса и анализа отдельных предприятий в течение их жизненного цикла, следовательно, его предпочтительно использовать для конкретного (отдельного) проекта, а не для совокупности (портфеля) проектов. Так как данный метод основан на сопоставлении данных бухгалтерской отчётности и инженерной документации, существует опасность неправильной интерпретации полученных результатов. Вдобавок, эта модель не учитывает относительное влияние времени, затрат и функционирования проекта. Более того, он слишком упрощает проблемы развития проекта, проистекающие из будущей неопределённости, так как основан на предположении, что условия деятельности в будущем не изменяются.

Мультипликатор Тобина (Tobin’s Q) – один из основанных на стоимости показателей, который приближается к чистой текущей стоимости предприятия.  Он показывает взаимосвязь между рыночной стоимостью и стоимостью замещения. Он применяется для оценки эффективности стратегических проектов и вычисляется по следующей формуле:

оценка предприятия

где MV  — рыночная стоимость;
RV – стоимость замещения. 

Однако оценка стоимости замещения нематериальных активов – одна из сложностей данного метода. Вдобавок, это соотношение – комбинированный результат рыночной стоимости и стоимости замещения, поэтому могут возникнуть трудности интерпретации результатов.

Стратегическое управление стоимостью (Strategic Cost Management (SCM)). В противоположность вышеупомянутым методам, основанным на данных бухгалтерской отчётности, SCM основывается на более широкой информации и пытается объединить финансовые и нефинансовые переменные. Модель состоит из трёх частей:

  • Анализ цепи стоимостей;
  • Анализ конкурентных преимуществ предприятия;
  • Анализ затратообразующих факторов.

Несмотря на то, что данная модель заключает в себе широкий диапазон информации (сочетание финансовых и нефинансовых данных), велика опасность субъективной оценки эффективности деятельности.

Многофакторная модель решений (Multiattribute Decision Model)  — модель, основанная на теории полезности, с учетом факторов, влияющих как на бизнес предприятия в целом, так и на отдельный проект. Однако, чтобы реализовать данную модель, необходимо придать определённые веса отдельным факторам, а также вычислить их вероятности. Эту модель можно использовать в сочетании с традиционными методами оценки бизнеса (оценки предприятия), чтобы получить более точные результаты. Так как перечень факторов составляется, исходя из точек зрения отдельных лиц, модель может привести к более субъективным суждениям, чем любой метод, основанный на данных бухгалтерской отчётности. Кроме того, придание весов и вычисление вероятностей – дополнительная проблема менеджмента.

Rambler's Top100