Оценка недвижимости, рыночная стоимость, оценка оборудования, оценка предприятия
оценка недвижимости
Главная Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
О компании Виды услуг Разное Контакты оценка бизнеса
оценка недвижимости
Экспертиза: оценка недвижимости и оценка оборудования
оценка недвижимости для расчета ущерба
оценка недвижимости при продаже
Экспертиза и инвентаризация: бизнес, предприятие, недвижимость, рыночная стоимость
  Рыночная стоимость

Рыночная стоимость

Оценка рыночной стоимости [подробнее]

  Оценка оборудования

Оценка оборудования

Оценка оборудования [подробнее]


Главная / Виды услуг / Оценка земли

Оценка земли

С момента вступления в XXI век земельная реформа перешла в практическую фазу - переход к рыночным отношениям.

Объектами земельных отношений являются (ст. 6 ЗК РФ):

  1. земля как природный объект и природный ресурс;
  2. земельные участки;
  3. части земельных участков.

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки (ст. 11.1 ЗК РФ).

Земельный участок признается недвижимым имуществом, что следует из ст.130 ГК РФ.

Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ст. 264 ГК РФ).

Для включения земельного участка в земельно-правовые отношения и, как следствие, признания его объектом налогообложения он должен быть индивидуально определен, то есть иметь закрепленные в правоустанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование.

Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли населенных пунктов;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В настоящее время можно выделить следующие виды стоимости земельных участков:

Рыночная стоимость земельного участка

Согласно ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельных участков определяется оценщиками в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности в РФ от 29.07.1998 № 135-ФЗ, согласно которому рыночная стоимость содержит понятие «вероятной цены» сделки, т.е. неотделимое от процесса оценки свойство ее неопределенности.

Под оценкой рыночной стоимости земельных участков подразумевается оценка прав, возникающих в рамках земельных правоотношений, которые принято разделить на две основные группы:

  • право собственности на земельные участки;
  • права владения и пользования земельными участками, в том числе: аренда земельных участков, постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), безвозмездное срочное пользование земельными участками.

Оценка рыночной стоимости земельного участка осуществляется в следующих случаях:

  • Для определения выкупной цены земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • При невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка;
  • При  приватизации земельных участков;
  • При переуступке долговых обязательств,
  • При купле-продаже,
  • При передаче в аренду или доверительное управление,
  • Для залога (ипотеке),
  • При мене, передаче на условиях договора ренты или договора пожизненного содержания с иждивенцем,
  • Для внесения в качестве вклада в уставные капиталы и фонды юридических лиц;
  • При разрешении споров о стоимости земли;
  • Для обоснования инвестиционных проектов, бизнес-планов и предпринимательских рисков;
  • Для удовлетворения претензий в результате действий, наносящих ущерб гражданам и юридическим лицам;
  • При оспаривании кадастровой стоимости земли.

Оценка рыночной стоимости земли — эта услуга, предоставляемая нашей компанией, в настоящее время весьма актуальна в связи с активностью рынка земли и реформами законодательств по земле. Особенно активно за оценкой рыночной стоимости земли обращаются лица, заинтересованные в снижении налога на землю, с целью оспаривания кадастровой стоимости земли в комиссии или судебном порядке (см. ниже).

Кадастровая стоимость земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка является базой для расчёта земельного налога, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации от 29.07.1998 № 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию, на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

Под кадастровой стоимостью земельного участка понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки его рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного земельного участка в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 ФСО № 4).

Кадастровая стоимость, определяемая методами массовой оценки, не учитывает индивидуальные характеристики, ограничения и обременения на объекты оценки, за исключением ограничений и обременений, установленных в законодательном порядке на федеральном или региональном уровне (п. 10 ФСО № 4). Данные причины могут существенно повлиять на реальную стоимость объекта оценки.

В случае несогласия с кадастровой стоимостью своего земельного участка, лица, чьи права затрагиваются (см. абзац ниже), могут обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (комиссия в каждом субъекте РФ создается региональным управлением Росреестра) и/или в суд общей юрисдикции (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, п.п. 8 п. 1 ст. 26 ГПК РФ) для оспаривания его кадастровой стоимости. Причем физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для оспаривания кадастровой стоимости могут обращаться на выбор в комиссию либо/и в суд. Предварительное обращение в комиссию физическими лицами не обязательно. Юридические лица в обязательном порядке вначале должны обращаться в комиссию, и только если комиссия отклонит заявление или не рассмотрит его за 1 месяц - в суд.

Помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке. Суд может самостоятельно определить иных лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при рассмотрении заявления об оспаривании указанных решений, и привлечь их к участию в деле по правилам, установленным АПК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.02.2014 № 13839/13).

Основаниями для пересмотра результатов кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в обязательном порядке прилагаются следующие документы:

  • Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • Нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на данный объект;
  • Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
  • Отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта его рыночной стоимости;
  • Положительное экспертное заключение на Отчет на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший Отчет, о соответствии Отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности в РФ, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

В Отчете, на основании которого оспаривается кадастровая стоимость в комиссии или в суде, определяется рыночная стоимость земельного участка на ту же дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость этого объекта при проведении государственной кадастровой оценки.

В свою очередь, датой установления кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую Кадастровой палатой сформирован перечень объектов для оценки.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Нормативная цена земли

Понятие нормативной цены земли дано в ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ. Так в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» разъяснил, что если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Это следует из положений ст. 65 Земельного кодекса и п.13 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В письмах Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-02/18 и ФНС России от 22.09.2011 № ЗН-4-11/15515 указывается: если в отношении земельных участков принято решение суда об отмене их кадастровой стоимости, утвержденной нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ, она является неопределенной (неустановленной). Поэтому в целях установления налоговой базы по земельному налогу применяется нормативная цена земли. Таким образом, учитывая положения п.1 ст.65 Земельного кодекса, а также п. 13 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ, в целях установления налоговой базы по земельному налогу применяется нормативная цена земли, утвержденная в установленном порядке.

Rambler's Top100