Оценка недвижимости, рыночная стоимость, оценка оборудования, оценка предприятия
оценка недвижимости
Главная Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
О компании Виды услуг Разное Контакты оценка бизнеса
оценка недвижимости
Экспертиза: оценка недвижимости и оценка оборудования
оценка недвижимости для расчета ущерба
оценка недвижимости при продаже
Экспертиза и инвентаризация: бизнес, предприятие, недвижимость, рыночная стоимость
  Рыночная стоимость

Рыночная стоимость

Оценка рыночной стоимости [подробнее]

  Оценка оборудования

Оценка оборудования

Оценка оборудования [подробнее]


Главная / Виды услуг / Оценка интеллектуальной собственности / Франчайзинговые отношения

Франчайзинговые отношения

Франчайзинг – система взаимоотношений между франчайзером и франчайзи. Под франчайзингом понимают такой способ организации бизнеса, при котором один экономический субъект (франчайзер) передает другому экономическому субъекту (франчайзи) право на продажу своего продукта или услуг.

Франчайзер (Franchisor) – владелец (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) прав на франшизу, который передает право вести бизнес, используя свои имя (брэнд) и образ подачи продукта.

Франчайзи – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые приобретают у другой организации право использовать на определенной территории ее торговую марку, ноу-хау и производственную систему.

Франшиза - это комплекс благ, состоящий из прав пользования брэндом и бизнес-системой франчайзера, являющийся объектом договора франчайзинга. Практически любой вид бизнеса можно превратить во франшизу.

Франчайзинговый пакет - форма существования франшизы, готовой для продажи, которая представляет собой пакет документов для франчайзи, а также документы внутреннего пользования франчайзера. Франчайзинговый пакет состоит из следующих основных документов: Бренд-бука, Руководства по управлению франчайзинговым предприятием, Политики франчайзинга и Комплекта правовых документов, оформляющих франчайзинговые отношения.

Брэнд-бук (Brandbook) -это руководство к брэнду, книга с подробным описанием брэнда. Она необходима для правильного пользования франчайзи товарным знаком и предупреждения неосознанного нарушения с его стороны по отношению к франчайзеру.

Инструкция-руководство для франчайзи (Hand-Book) - книга, либо брошюра, представляющая собой свод норм и правил, которые франчайзи должен строго соблюдать для правильного копирования бизнес-модели франчайзера. Данное руководство, как правило, является алгоритмом, программой поведения франчайзи в той или иной ситуации, проработанной до мелочей. Благодаря этому инструменту действия франчайзи становятся предсказуемыми для франчайзера, а значит, контролируемыми, сам Франчайзи знает, что делать в классических ситуациях.

Прямой франчайзинг - продажа франчайзером франшизы напрямую местному предпринимателю (франчайзи).

Мастер франшиза - отношения по мастерской франшизе возникают, когда франчайзер продает эксклюзивные права на развитие франчайзинговой сети (на продажу франшиз) на определенной территории одному лицу. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится субфранчайзером на данной территории, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям.

Субфранчайзинг - форма организации франшизного бизнеса, при которой получатель генеральной (мастер) франшизы осуществляет контроль над определенным районом в качестве субфранчайзера с правом продажи субфраншиз компании-франчайзера.

Франчайзинг Бизнес-формата - означает покупку полной бизнес системы, т.е. франчайзи принимает не только имя, но и всю концепцию бизнеса: получает помощь в обучении, поддержку в реализации бизнес плана, маркетинга, проведении рекламной компании и т.д. За этот пакет услуг франчайзи платит первоначальный взнос и регулярно вносит сервисную плату-роялти. Другими словами франчайзи покупает опыт и методику ведения дела.

Деловой франчайзинг - взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франшизополучатель создает и развивает бизнес по модели и при участии франшизодателя с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства.

Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизодателя.

РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ

Большинство франчайзеров в числе наиболее часто возникающих проблем, с которыми они сталкиваются, называют следующие:

  1. нелояльность или обман со стороны франчайзи;
  2. превращение партнера-франчайзи в конкурента;
  3. неэффективность системы контроля за действиями франчайзи;
  4. сложность прекращения отношений с недобросовестными франчайзи;
  5. трудности защиты ценной коммерческой информации и др.

Выделяют следующие наиболее характерные причины возникновения перечисленных проблем.

1. Отсутствие четкого представления о франчайзинге
Понятие франчайзинга не закреплено в России на законодательном уровне, поэтому часто возникает неверное его понимание.
Франчайзинг часто смешивают с агентированием и дистрибьюцией, которые оформляются соответственно агентскими и дистрибьюторскими договорами. Такое смешение происходит потому, что все эти три формы бизнес-отношений связаны с использованием наименования и другой интеллектуальной собственности продавца.
Действительно, франчайзинг имеет схожие черты с дистрибьюцией и агентированием, но при этом он существенно отличается от них.

2. Отсутствие описаний реальных бизнес-процессов при передаче технологий ведения бизнеса с соблюдением требований законодательства РФ
Франчайзинг представляет собой систему отношений, в рамках которых одно лицо передает другому свои методы ведения коммерческой деятельности. Следует подчеркнуть: не продает готовый бизнес, а передает способы и инструменты его ведения. Следовательно, для успеха франчайзинга подобная технология должна быть, как минимум, осознана и сформулирована франчайзером для себя и оформлена таким образом, чтобы быть готовой к передаче.
Передачу того, что не имеет материального выражения, можно сделать двумя способами:
Первый способ — зафиксировать информацию на материальном носителе в виде торговых и технических стандартов, руководств по мерчендайзингу, маркетингу, различных положений и указаний. Для этого франчайзер должен иметь описание своих бизнес-процессов, документально закрепленные стандарты ведения бизнеса, инструкции и т.д. При этом на каждый объект интеллектуальной собственности желательно иметь паспорт, который создается франчайзером самостоятельно.
Второй способ — передать информацию в форме обучения. Технологии по ведению своего бизнеса, сформулированные в виде ясной и понятной инструкции по их использованию, являются действительно полезными и ценными для франчайзи. Ведь именно за полезность и ценность технологий будут платить франчайзи.
Чтобы осуществить и первое и второе, любую информацию нужно систематизировать, т.к., передаваемая хаотично и отрывочно, она будет непригодна для использования и достижения намеченных целей.
Факт передачи информации может удостоверяться подписанием соответствующих актов, а ее объем определяется соглашением сторон, в котором четко и детально фиксируется, что и каким образом передается.
Важным свойством технологии является и то, что доступ к ней для третьих лиц должен быть ограничен. Для этого технология и ее носители должны быть защищенными как информация, составляющая коммерческую тайну.

3. Отсутствие четко сформулированных целей развития франчайзинга на базе собственного бизнеса
Существует множество целей, для которых применяется франчайзинг, несколько основных их них:

  1. региональная экспансия и завоевание новых рынков;
  2. увеличение объема закупок и получение за счет этого существенных скидок;
  3. увеличение объема рекламной кампании за счет получения от франчайзи денежных средств в виде взносов в рекламный фонд;
  4. получение прямого дохода от включения роялти в торговую наценку при закупке товара.
При внедрении франчайзинга необходимо четко знать, к чему стремишься.

4. Несогласованность интересов сторон
Еще одной причиной возникновения проблем у франчайзеров является несогласованность интересов как внутри компании, так и во взаимоотношениях с партнерами-франчайзи. Несогласованность интересов между сторонами становится причиной особенно больших неудач, т.к. франчайзинг является специфической формой взаимодействия, существенно отличающейся от других способов развития бизнеса.
Несогласованность интересов внутри предприятия франчайзера ведет к возникновению таких негативных факторов, как:

  1. отсутствие баланса между полномочиями (правами) и ответственностью менеджеров, участвующих в реализации франчайзингового проекта;
  2. получение руководством устаревшей и неадекватной информации;
  3. отсутствие целостной картины положения дел на предприятии;
  4. непрозрачность материально-финансовых потоков;
  5. информационная перегруженность высшего руководства.
Отношения с франчайзи с одной стороны строятся как отношения с контрагентом, а с другой — как с собственным структурным подразделением (например, в вопросах соблюдения единой технологии бизнеса). При этом франчайзи не является подчиненным лицом, которым можно командовать, но и не абсолютно свободен от франчайзера.
Зачастую франчайзеры рассматривают расширение своего бизнеса с помощью франчайзи как развитие сети собственных представительств (не в юридическом, а в экономическом значении). Тем самым они совершают существенную ошибку: и франчайзор и франчайзи являются двумя независимыми лицами.

5. Несоблюдение принципов справедливости
Франчайзинг предполагает осуществление взаимодействия на принципах партнерского равноправия. Компания должна осознавать, что франчайзинг — это не вертикальная иерархия, на вершине которой франчайзер командует подчиненными ему франчайзи, а взаимодействие равных партнеров, права и обязанности которых закреплены в специальном документе — франчайзинговом соглашении (пакете соглашений).
Система платежей франчайзеру должна быть построена таким образом, чтобы каждой из сторон было экономически невыгодно отделяться друг от друга и действовать автономно. Как только вектор распределения перемещается в какую-нибудь одну сторону, справедливость отношений теряется, и отрицательный исход неизбежен.
Выручка, образующаяся в результате совместных усилий двух компаний, изначально формируется у франчайзи и только потом распределяется. Залогом устойчивости и соответственно успеха проекта будет справедливое распределение этой выручки, обеспечивающее покрытие затрат франчайзера на осуществление франчайзингового взаимодействия, а также получение некой прибыли.
В то же время, данное распределение должно обеспечивать франчайзи такую прибыль, которая превышала бы прибыль, получаемую им автономно.
Обе стороны (франчайзер и франчайзи) должны быть уверены, что франчайзинговый проект для них выгоден, а прибыль, получаемая каждым из предприятий, взаимодействующих в системе франчайзинга, не меньше той прибыли, которую они получили бы, функционируя независимо.

6. Переоценка франчайзором своих возможностей
Часто потенциальный франчайзер просто не готов для развития с помощью франчайзинга и, что более важно, не способен оценить степень своей готовности.
Для подготовки франчайзера к развитию по франчайзинговой схеме необходимо как минимум:

  • стандартизировать процедуры ведения бизнеса;
  • оформить и защитить объекты интеллектуальной собственности;
  • оценить структуру управления и способность персонала к осуществлению франчайзингового проекта;
  • определить размер издержек, предшествующих получению прибыли;
  • проанализировать и оценить существующие товаропроводящие сети, рынки, на которых предполагается работать, состояние конкурентов;
  • оценить возможность постоянной поддержки франчайзи;
  • определить политику привлечения франчайзи и критерии их отбора;
  • установить все выплаты, которые будут производить франчайзи;
  • разработать стратегию выхода из сделки.

7. Невыполнение условий франчайзингового договора
Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре, и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему.

8. Взгляд на франчайзинговую систему как ограничивающую инициативу франчайзи
Франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Это все описано в программе обучения франчайзи. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора.

9. Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы
Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзи является товарищем по бизнесу. Несмотря на то, что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они по идее не являются конкурентами.

10. Отсутствие поддержки со стороны франчайзера
Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить, предоставляет ли франчайзер необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка со стороны франчайзера является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера подрывает силу франчайзинговой системы.

11. Определение финансовой устойчивости франчайзера
Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзера. Может случиться так, что франчайзер объявит о банкротстве или свертывании поддержки, что может привести к аннулированию франшизы.

Общие рекомендации по рискам
До принятия какого-либо решения во избежание потери времени и денежных затрат в будущем должны быть подготовлены как минимум следующие материалы:

  • отчет о рынке товаров и их заменителей;
  • описание индивидуальности товара;
  • описание жизненного цикла товара;
  • описание способов продвижения товара, включая рекламу и маркетинговые коммуникации;
  • результаты анализа политики ценообразования;
  • отчет о контроле качества товара на стадии производства и сбыта.

Rambler's Top100